Партия «Відродження»: реформа образования к запуску не готова
Без названия

Партия «Відродження»: реформа образования к запуску не готова

Сокращение обязательных предметов с 22 до 9, 12-летнее обучение и профильные классы – Министерство образования и науки Украины планирует провести масштабную реформу украинских школ. Несмотря на яркие перспективы и обещания приблизиться к европейским стандартам, реформа может принести массу проблем, с которыми ее инициаторы вряд ли справятся, считают в депутатской группе «Партия «Відродження». В политсиле поддерживать правительственный законопроект «Об образовании» во втором чтении не будут и предложили свои дополнения к реформе.

Что нового обещает МОН

Главными пунктами школьной реформы должны стать переход на 12-летку и внедрение профильного обучения в украинских школах. В новой концепции МОН предусмотрено три уровня полного среднего образования. При этом первый этап в Министерстве образования и науки рассматривают как подготовительный, направленный на адаптацию ученика к социуму. Последний рассчитан на подготовку к поступлению в вузы. Нагрузку на учащихся планируют снизить за счет сокращения обязательных предметов. Если сейчас таких дисциплин в старшей школе 22, то в будущем их предлагают сократить всего до 9. Подразумевают объединение нескольких предметов, таких как «История», «Литература», «Математика». Это, по мнению МОН, не будет перегружать учащихся и даст представление об общей картине мира. Профильные же предметы помогут при выборе будущей профессии. Говоря о сроках выполнения, в министерстве утверждают, что с учетом объема и сложности предложенной реформы, ее полное внедрение предполагается до 2029 года. А фундаментальные изменения в устоявшейся системе можно будет увидеть не раньше 2027-го.

В современную школу по разбитой дороге

Помимо вышеописанных нововведений, власть решила объединить реформу образования с реформой децентрализации. Этот проект предусматривает создание в каждом регионе опорной школы для детей из маленьких городков и поселков. По словам министра образования Лилии Гриневич, в них дети смогут получить знания по всем современным стандартам, а давать эти знания будут квалифицированные учителя. У каждой опорной школы должно быть три филиала для учеников младших классов (с 1-го по 4-й) и собственный автобусный парк.

Такую идею МОН народные депутаты группы «Партия «Відродження» поддерживают. Но для детей из разных сел, которых собирают в одной школе, должны быть созданы комфортные условия для качественной учебы. Если сама опорная школа, как и обещают в министерстве, ничем не будет уступать школам в крупных городах, соответствовать должна и инфраструктура. А для этого, считают нардепы, необходимо финансировать реформу не только из местного бюджета, а подключать и государственный.

«Опорная школа – это не только отремонтированная крыша и столовая! Это и современное оборудование, это и кадры, и школьные автобусы, и наличие общежитий, и самое главное – отремонтированные дороги для подвоза детей из отдаленных сел. Сейчас районные бюджеты и так покрывают огромные расходы на содержание школ. Государство должно гарантировать поддержку такой инициативы. Опорные школы не должна постичь судьба ПТУ, которые из-за недостатка средств, просто закрывают», – подчеркнул народный депутат группы «Партия «Відродження» Олег Кулинич.

Кто будет учить?

Сокращая и объединяя общеобразовательные предметы, министерство занижает качество образования для нового поколения украинцев, считают народные депутаты. И пострадают не только учащиеся. Нет ответа на вопрос: как обеспечить реализацию программы «Новой украинской школы» квалифицированными работниками образования? Сейчас многопрофильных специалистов – дефицит. Из-за интегрирования предметов около трети преподавателей рискуют остаться без работы. Тем, кто захотят удержаться на своем месте, – потребуется пройти переаттестацию и переучиться, чтобы справиться с новой системой. Поддержку такие инициативы министерства образования от парламента не получат.

«Украинские учителя не знакомы с подходом преподавания объединенных дисциплин. Они достаточно узкоспециализированы, несмотря на то, что во многих пединститутах готовят учителей с двойной специализацией (физика и химия, украинский язык и зарубежная литература). Все равно очень часто у них нет базовых знаний по смежным предметам. Ожидать, что буквально за год всех учителей в Украине, которые преподают в старшей школе, переучат – это слишком оптимистично», – считает первый заместитель председателя партии «Відродження» Владимир Пилипенко.

Сколько нужно на реформу?

На днях в Министерстве назвали сумму, необходимую на реализацию законопроекта «Об образовании». Это около 87 миллиардов гривен на период с 2017 по 2030 годы. По расчетам в 2018 году на реформу потребуются около девятисот миллионов гривен (886,6 млн. грн.), в 2019 – 954,1 млн. грн., в 2020 – 1,636 млрд. грн. В эту сумму закладывают и обещанное повышение минимального служебного оклада учителей до 4-х прожиточных минимумов. То есть уже в 2018 году правительство обещает учителям зарплату в 7 048 гривен. Если Минфин не сможет найти источник финансирования, придется сократить больше половины работников образования.

«По расчетам порядка 20-30% учителей рискуют потерять работу. Есть такое подозрение, что повышение зарплат педагогов могут провести за счет перераспределения окладов тех, кто уволился среди тех, кто остался. Возникает вопрос: нужно ли нам такое повышение заработных плат? Ко всему прочему, речь идет, преимущественно, об учителях сельских школ, которые найти новую работу на месте не смогут. И они будут вынуждены уезжать в поиске работы», – отметил заместитель председателя Харьковского областного совета, глава фракции «Відродження» в облсовете Владимир Скоробагач.

Реализация задуманной МОН реформы не нашла понимания в парламенте. В первом чтении законопроект «Об образовании» был проголосован 10 месяцев назад, и с того момента находится на доработке в парламентских комитетах. Основные вопросы касаются источников финансирования.

После озвученной министром образования Лилией Гриневич суммы на реформу – глава Кабинета министров Украины Владимир Гройсман заявил, что речь идет о 3 миллиардах долларов и такую сумму Украина себе позволить не может. Поэтому внедрение программы придется отложить. Об этом глава правительства заявил 6 июля в Лондоне, во время конференции по вопросам реформ в Украине.

Скорее всего, премьер-министр увидел реакцию парламента на недочеты предлагаемой реформы, и нашел предлог обосновать провал законопроекта отсутствием денег в казне. Поскольку в условиях продолжающегося экономического кризиса и неясных источников финансирования реформы – парламент не поддержит во втором чтении законопроект «Об образовании».

Что необходимо в первую очередь

Политическая сила видит другой подход к реформе образования. По мнению народных депутатов группы «Партия «Відродження», изменения в системе должны быть в первую очередь понятны и приняты общественностью. Такие предложения уже есть в обновленной комплексной программе политсилы. По их словам, в первую очередь нужно усилить социальную защиту педагогов и гарантировать поддержку учителей, которые живут и работают в сельской местности.

«В Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект № 6146, авторами которого являются народные депутаты группы «Партия «Відродження». Он подразумевает привязку должностных окладов не к прожиточному минимуму, а к минимальной заработной плате, которую увеличили до 3,2 тысяч гривен. Принятие этого законопроекта реально позволит повысить зарплату педагогам», – сказал Владимир Скоробагач.

Основная проблема предлагаемой реформы состоит в том, что ее авторы исходят из потребностей стандартизации: украинские школы и вузы, по их мнению, должны быть похожи на европейские. Этот переход подразумевает повышение качества и доступности. Однако, судя по реформе, выходит так, что евростандарт отдельно, а качество и доступность для украинцев – отдельно.

По мнению народных депутатов партии «Відродження», такой подход неверный. И предложения Министерства образования больше напоминают попытку изменить лишь формальную «оболочку», а не улучшить систему образования.